Учет личности собеседника

Учет личности собеседника
Всегда надо рассчитывать на то, что ваш коммуникант может воспринять речь со своих социально-психологических позиций, а следовательно, не воспринять того, что не входит в его понятия и представления, неправильно понять какие-то суждения. Например, не надо обращать высоких речей к неподготовленным для них людям, давать сложную научную информацию малознакомым с данной наукой. Не объясняйте малообразованному, косному человеку тонкости художественных произведений, философских учений (он вас не поймет и будет недоволен).

Ср. ситуацию разговора с «бывшим» (начальником, заведующим, директором и т. п.), которого отстранили от его должности, особенно о делах сферы его деятельности. Сюда же относятся и другие лица – отставные офицеры, недавние пенсионеры, которые еще не отрешились от своей многолетней службы, работы и переживают свой уход. Коммуниканты ежесекундно должны осознавать эту ситуацию: пенсионеры, отставники, разжалованные начальники очень чутки к намекам, стилю обращения с ними, мнительно отмечая перемены в сторону меньшей уважительности. Они могут высоко оценить того, кто сочувствует им, оказывает помощь, поддерживает прежние отношения.

Необходим учет вполне вероятного внутреннего ощущения морального или духовного неравенства собеседника-индивида относительно лиц, принадлежащих к другой части общества (это относится к психологическому понятию «социальная дистанция»). Необходимо корректировать «тон» общения: нельзя делать себя равным социально высшему. Со стороны низшего коммуниканта не должно быть потребительского отношения к собеседнику высокого положения (обращение к нему преимущественно с просьбами), обид вследствие отказа: подчас думают, что отказпроявление зазнайства и пренебрежения, но это может быть вызвано объективными причинами и соображениями, неизвестными просителю.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Учет личности собеседника" в других словарях:

  • учёт личности собеседника —    Всегда надо рассчитывать на то, что ваш коммуникант может воспринять речь со своих социально психологических позиций, а следовательно, не воспринять того, что не входит в его понятия и представления, неправильно понять какие то суждения.… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Учет своей личности — Особенности говорящего – далеко не самый второстепенный момент речевой ситуации. Говорящий, производитель речевого акта всегда должен осознавать себя частью речевой ситуации – как соотносится его собственная личность со всеми ее особенностями,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • коммуникативная компетенция личности — ед.   Правильное употребление языковых единиц разных уровней в бесконечно разнообразных жизненных ситуациях. Владение социальными нормами в речевом общении предполагает не только знание значений единиц разных уровней языковой системы (лексических …   Учебный словарь стилистических терминов

  • учёт личности адресата —    Всегда надо рассчитывать на то, что ваш коммуникант может воспринять речь со своих социально психологических позиций, а следовательно, не воспринять того, что не входит в его понятия и представления, неправильно понять какие то суждения.… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Заинтересовывать — – вызывать интерес собеседника. Должен быть сугубый и правильный учет личности собеседника (или состава аудитории), должны использоваться хорошие и точные сведения о его (их) интересах, желаниях, образе жизни, убеждениях, социальном положении,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • заинтересовывать —    вызывать интерес собеседника. Должен быть сугубый и правильный учет личности собеседника (или состава аудитории), должны использоваться хорошие и точные сведения о его (их) интересах, желаниях, образе жизни, убеждениях, социальном положении,… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Коммуникативная компетенция — – умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Субъективизм восприятия речи — Любая речь, любое высказывание допускает некий «разброс» понимания: воспринимающий исходит из своего жизненного опыта, менталитета. Ср. девушка абитуриентка написала в сочинении: Мне очень нравится стихотворение Пушкина «Узник» («Сижу за решеткой …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Адресат — – тот (те), к кому обращена речь. Необходим учет его (их) пола, возраста, уровня культуры, занимаемого положения в обществе, степени знакомства с ним (с ними), как данный адресат к вам относится психологически, его заинтересованности в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»